Физическая форма пилотов Формулы-1

Анатомия пилотов Формулы-F1: от молниеносной реакции до сверхмощной шеи.

В конце февраля команда McLaren F1 представила свой новый гоночный болид MCL-32. Какое же влияние оказывает гоночный автомобиль на водителя на скорости более 300 км/ч?
Саймон Рейнольдс, ответственный за физическое развитие пилотов в компании McLaren Applied Technologies , рассказывает об уникальных проблемах, с которыми сталкиваются пилоты команды Фернандо Алонсо, Штоффель Вандорн и Дженсон Баттон.

Тело.
"Пилот Формулы-1 является полноценным спортсменом. Несмотря на то, что они не двигаются динамически, как футболисты или игроки в регби, они должны справляться со статическими перегрузками, а также вибрацией и физическими нагрузками, совершая многоразово повторяющиеся действия при управлении автомобилем. Существует ошибочное мнение, что, поскольку пилоты Ф-1 сидят, они не совершают большого физического объема работы, что весьма далеко от истины. Они, вероятно, одни из наиболее разносторонне развитых спортсменов. Марафонцы и спринтеры нуждаются в определенных навыках, гонщики же должны быть хороши во всем".

Сердце.
"Представьте, что вы сидите в ванне, положив ноги на кран, одетые в два слоя одежды, а в помещении при этом температура 40-50 градусов Цельсия, а затем представьте, что стенки ванны смыкаются вокруг вас - вот что такое находиться в болиде Формулы-1. Пилотам нужна очень эффективная сердечно-сосудистая система, чтобы противостоять таким стрессовым нагрузкам. Высокая температура и влажность в таких местах, как Малайзия и Сингапур, также требуют более высокой частоты сердечных сокращений у пилотов в гонках. Гонщики должны иметь хорошую сердечно-сосудистую систему, чтобы быть более устойчивыми к таким нагрузкам, чтобы организм мог работать более эффективно в условиях жары".
Укрепление сердечно-сосудистой системы – одна из основных задач профессиональных эллиптических тренажеров. Различные программы, в том числе пульсозависимые, позволяют эффективно добиваться нужных результатов.

Легкие.
"Пилоты Ф-1 имеют показатель VO2 макс (который характеризует меру кислорода, которую сердце, легкие и мышцы могут использовать во время физических упражнений), аналогичный профессиональным гребцам. Они могут иметь V02 макс = 60мл/кг/мин, но желательно - еще выше. Сидящий человек обычно имеет V02 макс = 35, так что гонщик, скорее, весьма похож по этой характеристике на профессионального футболиста".

Шея.
"С точки зрения пиковых нагрузок сил, которые переносят пилоты, в этом сезоне мы ожидаем, что большее механическое сцепление с дорогой и большая скорость прохождения поворотов будут способствовать увеличению боковых и продольных перегрузок, оказывающих влияние на мышцы шеи. Шея должна выдержать увеличенную на 30-35% нагрузку, что эквивалентно примерно 30-40 дополнительным килограммам".

Скорость реакции.
"Пилоты также нуждаются в нервно-мышечных возможностях, поскольку их нервная система должна быть в состоянии быстро реагировать на происходящее на трассе, было ли это движение со стороны конкурентов, мусор на трассе, или информация или инструкции из боксов. Они должны быстро принимать решения в считанные секунды. Вождение на таких высоких скоростях требует мгновенного принятия решений при управлении машиной стоимостью в миллионы долларов, что является значительной статьей расходов команды ".

Ноги.
"Из-за необходимости торможения, дисбаланс на теле достаточно силен. Левая нога должна чрезвычайно жестко тормозить, в то время как правая просто управляет дроссельной заслонкой. Бедра и ягодичные мышцы чрезвычайно важны для эффективного торможения, они должны быть достаточно сильными, чтобы справляться с такой нагрузкой. И усилие ноги должно оставаться на том же уровне, чтобы тормозить с максимальной отдачей на протяжении всей гонки. На протяжении круга может быть 15 поворотов, и пилоту, возможно, придется жестко тормозить в одном повороте, а в других - дозировать усилие на педали".
Для тренировки ног пилоты используют как силовые упражнения, так и эллиптические тренажеры. Тренировки с различным углом наклона педалей и с разной нагрузкой позволяют эффективно тренировать не только мышцы бедра и голени, но и связки.

Плечи.
"Плечевой пояс является наиболее важной областью тела водителя, вместе с бедрами и спиной. Плечи обеспечивают поддержку шеи и головы, а также служат для рулевого управления. Главное, что от них требуется - поддерживать уровень взгляда на горизонте, чтобы сохранить точное восприятие глубины, так что наличие сильного плечевого отдела имеет важное значение. Если бы пилоты не тренировали свои плечи так, как необходимо, они не были бы в состоянии держать голову поднятой или эффективно управлять автомобилем".